‘Абду-Ллах ибн Мас’уд, –
да будет доволен им Аллах! – говорил: “Клянусь тем, кроме Которого нет
другого божества, не может быть даровано верующему рабу что-то более
лучшее, чем хорошее мнение об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Клянусь тем,
кроме Которого нет другого божества, если раб станет придерживаться
хорошего предположения об Аллахе, – Всемогущ Он и Велик! – то Аллах, –
Всемогущ Он и Велик! – обязательно одарит Его тем, о чем он
предполагает. Так как благо находится в Его Руке”.
Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах, пишет:
“Большинство людей, и даже все люди, – кроме тех, кому соизволил
Аллах, – строят относительно Аллаха не подобающие, дурные предположения.
В основном, потомки Адама считают, что они ущемлены в правах, что их
удел не полноценен, что они заслуживают больше того, что им дал Аллах.
Своим естеством они говорят: «Наш Господь проявил к нам
несправедливость, Он лишил нас того, на что мы имеем право». За них об
этом говорит их сущность, хотя их языки отрицают это и не осмеливаются
говорить об этом вслух. А кто посмотрит себе в душу и проникнет в её
сокровищницы, в её тайные помыслы, тот увидит всё это в виде скрытого
источника распространения огня, который затаился в огнище.
Разверни любое огнище, искры которого ты желаешь обнаружить. Если ты его
обследуешь, то увидишь, как он упрекает судьбу, не довольствуется ею и
требует от неё противоположное тому, что его постигло, утверждая, что
предопределение должно было быть таким-то и таким-то. То, что он
приобрел, он находит незначительным и притязает на большее. Поройся
тщательно и в себе!
Убережен ли ты сам от этого?
А раз от этого ты уберегся,
Считай, что спасся от великого греха,
Но если ты сему подвергся,
То спасшимся не назовешь тебя”.
«Зад уль-ма’ад», 3 / 235.