لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий.
Во имя Аллаха Всемилостиво Милостивого.
Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий.
Во имя Аллаха Всемилостиво Милостивого.
Ибн Къайим, да помилует его Аллах Всевышний, в последней главе своей книги «Степени идущих», приводит слова Джунейда, об определении таухида, когда он был спрошен о нем, он сказал: هو افراد القديم عن المحدث Отделение Изначального, Предвечного, от возникшего, сотворенного. Т.е Джунейд указывает в своем определении на то, что заявление на единобожие, не будет действительным, а также не будет действительным его состояние, его положение, как раба-единобожника, до тех пор, пока не отделит Изначального и Предвечного Аллаха Свят Он и Велик, от возникшего, сотворенного, т.е. от творений. Потому что воистину, многие из тех, которые претендуют на то, что они единобожники, не отделяют Аллаха Свят Он и Велик от творений, от возникшего. Так, те которые отрицают то, что Аллах Свят Он и Велик отдален, отделен от творений, Который Сущностью Своей возвышен свыше небес, свыше престола, отрицают это и говорят, что Аллах Свят Он и Велик везде Своей Сущностью, они не отделяют Аллаха Всевышнего Предвечного Изначального, от сотворенного, от возникшего. Они не делают то, что сказал Джунейд. Таухид – это отделение Изначального Предвечного, от сотворенного, возникшего.
Вот это вот отделение, Изначального Предвечного, на которое указывает аль-Джунейд, т.е. на таухид, имеет два вида, или имеет две части.
Первая часть: Это отделение в том, что касается убеждений, сообщений об Аллахе Свят Он и Велик.
Этот вид отделение, в свою очередь тоже делится на два подвида:
Первый подвид этого отделение, заключается в признании человеком того, что Аллах Всевышний, Он отделен от них (творений), возвышен над ними, что Аллах Свят Он и Велик над Его Престолом, над семью небесами, над всем сотворенным, в абсолютной Своей возвышенности. Именно об этом говорят все божественные писания, от первого до последнего, все они говорили об Аллахе, о Боге, Который над небесами, над Троном, в абсолютной возвышенности.
Второй подвид этого вида таухида, отделение Аллаха Свят Он и Велик от сотворенного, заключается в признании того, что только Аллах Творец всего, обладает атрибутами совершенства, и подтверждение всех Его атрибутов в подробностях, все атрибуты которые сказаны в писании, сказанные устами посланников, подтверждение всего этого, нужно подтверждать, утверждать так, как утвердил это Сам Аллах Господь всего, в отношении Себя и подтвердили в отношении Него, Его посланники мир над ними всеми, при этом отдаляя атрибуты Аллаха Свят Он и Велик от отрицания их – это называется (تَعْطِيلٌ таътыль), от искажения – это называется (تَحْرِيفٌ тахрииф), от уподобления атрибутам творений – это называется (تَمْثِيلٌ тамсииль), и от предания или попытки придать им какой то образ и представить себе их – это называется (تَكْيِيفٌ такйииф). Ты должен признавать, подтверждать, в отношении Аллаха Свят Он и Велик, Его имена и Его атрибуты, в их буквальном очевидном смысле и при этом отрицать их подобие атрибутам, качеством творений. Т.е должно быть подтверждение, без уподобление, и должно быть, отдаления Аллаха Свят Он и Велик от пороков, от недостатков, от уподобления, но без искажений атрибутов и без их отрицания, ибо нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий. Этот вид единобожия (убеждений и сообщений об Аллахе Всевышним) он включает в себя также, отделение Аллаха Свят Он и Велик от творений в том, что касается Его предопределения, т.е, включает в себя признания того, что только Аллах Господь всего сущего охватывает все Своим предопределением, Он объемлет все сотворенное, Своим предопределением, как их сущности, их тела, их качества, так и их действия, все объемлет предопределение Аллаха Свят Он и Велик. Все что происходит, то только по желанию Аллаха Всевышнего и по могуществу Его и знанию Его и по мудрости Его. Этот вид таухида, по сути таухид ар-рубубия, единобожие в господстве и таухид асма ассыфат, единобожие в именах и качествах Аллаха Свят Он и Велик. Два вида таухида в одном, они объединены здесь.
Вторая часть: Отделение Извечного, Изначального Аллаха Свят Он и Велик от сотворенного от возникшего в том, что касается поклонения (ибада), т.е, обожествления только Аллаха Всевышнего, взывания с мольбами только к Нему, любовь только к Нему, страх только перед Ним, надежда, возвеличивания, обращения, упования, обращения за помощью, поиск приближения, во всем этом, отделить Аллаха Свят Он и Велик Изначального Предвечного от сотворенного, возникшего, не придавать сотворенное в сотоварищи Ему. Именно вот с этим отделением, т.е. включающий первый и второй вид, были посланы посланники и были посланы писания и установлены шариаты. Именно ради этого, были созданы небеса и земля, Рай и Ад, на этом основана награждение и наказание, на том чтобы отделить Изначального, Извечного Аллаха Свят Он и Велик от творений, возникшего, сотворенного и в том, что касается Его сущности и в том, что касается Его Атрибутов и в том, что касается Его действий и в том, что касается намерений и устремлений, т.е устремления и намерения должны быть направлены только к Нему, такие как, страх, надежда, любовь, упование на Него, поиск помощи у Него, в том, что касается клятвы, то клясться нужно только Аллахом, в том что касается обетов, обеты даются, посвящаются только Аллаху Свят Он и Велик, в том, что касается тоубы, направления покаяния, то только к Нему, все поклоны для Него, возвеличивать Его, почитать Его, и все что из этого исходит, и все, что следует из этого.
И Ибн Къайим говорит, что это определение, которое дал аль-Джунейд, является правильным и верным и это есть таухид. (Ибн Къайим, Степени идущих).
Ибн Таймия сказал: "Один из имамов-предводителей ислама Джунайд Багдади, когда его спросили "Что такое таухид" сказал:
"Разделять между кадимом (изначальным, тем у кого нет начала) и хадисом (тем, у кого есть начало; то есть сотворенным).
(Различение между друзьями шайтана и друзьями ар-Рахмаана)
"Салаф этой уммы и ее имамы сделали такфир джахмитов за то, что они сказали, что Аллах везде (растворен во вселенной)... Имамы сказали: "Кто уподобит Аллаха творениям станет неверным, точно также кто отвергнет атрибуты Аллаха станет неверным" (Маджмуьуль-фатауа, том 2, уахдат аль-ууджуд)
"Известно, что все мусульмане делают такфир того, кто скажет, что небеса поддерживают Аллаха и укрывают от Солнца, что Аллах нуждается в творениях. В таком случае конечно станет кафиром тот, кто скажет, что трон (арш) поддерживает Аллаха, что он нуждается в опоре на него (если трона не будет упадет)."(Маджмуьуль-фатауа, том 2, Критика иттихадизма [пантеизм])
Ибн Таймия сказал: "Учитель Камалюд-дин рассказал мне, что как-то он встретился с учеником абу аль-Хасана, абу аль-Аббас аш-Шазили и беседа зашла о тилимсани (один из идеологов пантеизма). Аш-Шазили сказал: "Это люди-кафиры, потому-что они смешивают творения с Творцом""(Маджмуьуль-фатауа, том 2, Критика иттихадизма [пантеизм]).
"Что касается верующих в Аллаха и посланника, все они, начиная от самого простого из них, заканчивая самым высшим из них знают, что Аллах господь, создатель и хозяин всего сущего. Они различают творца от творения; они знают и верят, что они не могут объединиться.
Аллах посчитал християн неверными за то, что они верили, что Аллах объединился в бытие с Иисусом. В таком случае ну как можно принимать за муслимов тех, кто верит в то, что Аллах бытием своим входит, соединяется со всеми сотворенными". (аль-Ибада)
Ад-Дарими сказал:
والآثار التي جاءت عن رسول الله صلى الله عليه وسلم في نزول الرب تبارك وتعالى تدل على أن الله عز وجل فوق السماوات على عرشه بائن من خلقه
«Предания, которые пришли от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, относительно нисхождения Господа, указывают на то, что Аллах свыше небес, над Своим Троном[1], отделен от Своих творений (не смешивается с творениями и не соприкасается)». («Ар-Родд ‘аля аль-Джахмия», стр. 73)
[1] Али ибн Абу Талиб сказал:
إن الله تعالى خلق العرش إظهارًا لقدرته لا مكانا لذاته
«Поистине Всевышний Аллах создал Трон, проявляя Свое могущество, а не местом для Себя» («аль-Фиракбайна аль-Фирак», стр. 333).