Сказал имам Абдуллах Ибн Хафиф аш-Шафии (276 - 371 г.х.):
فَاتَّفَقَتْ
أَقْوَالُ الْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ فِي تَوْحِيدِ اللَّهِ عَزَّ
وَجَلَّ وَمَعْرِفَةِ أَسْمَائِهِ وَصِفَاتِهِ وَقَضَائِهِ قَوْلًا
وَاحِدًا وَشَرْعًا ظَاهِرًا وَهُمْ الَّذِينَ نَقَلُوا عَنْ رَسُولِ
اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَلِكَ حَتَّى قَالَ {
عَلَيْكُمْ بِسُنَّتِي } وَذَكَرَ الْحَدِيثَ وَحَدِيثَ { لَعَنَ اللَّهُ
مَنْ أَحْدَثَ حَدَثًا } قَالَ : فَكَانَتْ كَلِمَةُ الصَّحَابَةِ عَلَى
الِاتِّفَاقِ مِنْ غَيْرِ اخْتِلَافٍ - وَهُمْ الَّذِينَ أُمِرْنَا
بِالْأَخْذِ عَنْهُمْ إذْ لَمْ يَخْتَلِفُوا بِحَمْدِ اللَّهِ تَعَالَى فِي
أَحْكَامِ التَّوْحِيدِ وَأُصُولِ الدِّينِ مِنْ " الْأَسْمَاءِ
وَالصِّفَاتِ " كَمَا اخْتَلَفُوا فِي الْفُرُوعِ وَلَوْ كَانَ مِنْهُمْ
فِي ذَلِكَ اخْتِلَافٌ لَنُقِلَ إلَيْنَا ؛ كَمَا نُقِلَ سَائِرُ
الِاخْتِلَافِ - فَاسْتَقَرَّ صِحَّةُ ذَلِكَ عِنْدَ خَاصَّتِهِمْ
وَعَامَّتِهِمْ ؛ حَتَّى أَدَّوْا ذَلِكَ إلَى التَّابِعِينَ لَهُمْ
بِإِحْسَانِ فَاسْتَقَرَّ صِحَّةُ ذَلِكَ عِنْدَ الْعُلَمَاءِ
الْمَعْرُوفِينَ ؛ حَتَّى نَقَلُوا ذَلِكَ قَرْنًا بَعْدَ قَرْنٍ ؛ لِأَنَّ
الِاخْتِلَافَ كَانَ عِنْدَهُمْ فِي الْأَصْلِ كُفْرٌ
"Единогласны
слова мухаджиров и ансаров в таухиде Аллаха, и познании Его Имен и
Качеств, и его предопределения. Все они на одном слове, и явном Шариате.
И они те, кто передали это от Пророка, мир ему, так, что он сказал:
"Держитесь за мою Сунну, и сунну праведных халифов после меня..", и
сказал также: "Проклял Аллах того, кто ввёл нововведение".
И слово
сподвижников было единым, без всякого разногласия, а они те, от кого
нам приказано брать. И они не разногласили, и вся хвала Аллаху - в
ахкамах Таухида, и основах религии, как Имена и Качества, в отличие от
того, как они разногласили в ответвлениях.
И если бы они
разногласили в Таухиде - то это было бы непременно передано нам, как
было передано разногласие во всех остальных вещах.
И утвердилась
достоверность этого (единства в таухиде и основах религии) у всех
сподвижников, учёных, и обычных, и они передали это табиинам, и
утвердилась достоверность этого у всех известных учёных, так, что они
передавали это единогласие в акыде поколение за поколением. И это
потому, что разногласие в основах религии было у них куфром!"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 5/72