Один
из самых распространившихся видов многобожия в наше время - так
называемая "истигаса" - взывание к мертвым Пророкам, праведникам, и
авлия, с просьбой об удовлетворении нужд и потребностей, и отстранении
вреда. И это - один из самых страшных видов ширка, поскольку дуа - это
поклонение, которое можно посвящать лишь Одному Аллаху, Пречист Он, и
Велик. И в данной работе мы приведем доказательства на это из Священного
Корана, Пречистой Сунны и иджма (единогласного мнения) ученых этой
Уммы.
1. Доказательства из Корана.
Сказал Всевышний Аллах:
"Не
взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет
тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе
беззаконников. Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не
избавит тебя от него." (Юнус, 106-107)
Также сказал Всевышний Аллах:
"Просите у Всевышнего Аллаха пропитания и поклоняйтесь ему". (Анкабут, 17)
И также сказал Всевышний Аллах:
"Кто
же более заблудший, чем тот, кто взывает к кому-либо помимо Аллаха, кто
не ответит ему вплоть до Судного Дня". (аль-Ахкаф, 5-6)
И также сказал Всевышний Аллах:
"Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло". (Намль, 62)
Также сказал Аллах:
"Воистину, мечети принадлежат Аллаху, так не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом." (Джинн, 18)
Также сказал Аллах:
"Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников." (Аль-Араф, 55)
Также сказал Алллах:
"И просте у своего Господа из Его благ". (Ниса, 32)
Также сказал Аллах:
"Скажи:
«Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если
вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите
правду?» О нет! Вы будете призывать только Его. Если Он пожелает, то
избавит вас от того, по поводу чего вы станете взывать к Нему, и тогда
вы забудете о тех, кого приобщали в сотоварищи." (аль-Анам, 40-41)
Также сказал Всевышний Аллах:
"К
Нему обращен призыв истины. А те, которых они призывают вместо Него,
ничем не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде,
чтобы поднести ее ко рту, но не может этого сделать. Воистину, мольба
неверующих является всего лишь заблуждением." (ар-Раад, 14)
Также сказал Аллах:
"Я
удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и
обращаюсь с мольбой к моему Господу. Быть может, благодаря молитвам к
моему Господу я не буду несчастен». Когда он удалился от них и от того,
чему они поклонялись помимо Аллаха.." (Марьям, 48-49)
Также сказал Аллах:
"Все
блага, которые вы имеете, - от Аллаха. И если вас касается беда, то вы
громко зовете Его на помощь. Когда же Он избавляет вас от беды, то
некоторые из вас начинают приобщать сотоварищей к своему Господу."
(Нахль, 53-54)
И также сказал Всевышний Аллах:
"Им скажут:
«Призовите своих сотоварищей!» Они призовут их, но те не ответят им, и
тогда они узреют наказание. О, если бы они следовали прямым путем!"
(Касас, 64)
Также сказал Всевышний Аллах:
"Когда они садятся
на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он
спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать
сотоварищей." (Аль-Анкабут, 65)
Также сказал Аллах:
"Он
удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил
солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Таков Аллах, ваш
Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него,
не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним,
они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы
вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение." (Аль-Фатыр,
13-14)
Также сказал Всевышний Аллах:
"Когда человека коснется
вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному. Когда же Он
предоставляет ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал
прежде (или забывает то, ради чего он взывал прежде), и равняет с
Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути. Скажи: «Попользуйся
благами со своим неверием немного! Воистину, ты будешь одним из
обитателей Огня»."(аз-Зумар, 8)
Также сказал Аллах:
"Ваш
Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые
превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»."
(аль-Гафир, 60)
И хватит в этих аятах преуспеяния для того, кто
хочет понять истину, и довода, и явного доказательства в разнице между
Таухидом и ширком в общем, и в вопросе взывания к кому-либо в частности.
2. Доказательства из Сунны
Также
в Сунне Посланника Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует)
пришло бесчисленное множество хадисов, призывающих взывать к Господу
миров и связывающих взывание и мольбу к кому-либо помимо Него с
наказанием и запретом.
Так сказал Всевышний Аллах в хадисе-кудси: "О
Мои рабы, все вы голодные, кроме того, кого Я накормил. Так просите же у
Меня пропитания, и Я дам вам его. О Мои рабы, все вы голые, кроме тех,
кого Я одел. Так просите же у Меня одежду, и Я вас одену. О Мои рабы,
все вы заблудшие, кроме того, кого Я наставил. Так просите же у Меня
наставления на прямой путь, и Я вас наставлю. О Мои рабы, воистину вы
совершаете ошибки ночью и днем, а Я прощаю все грехи, так просите же у
Меня прощения, и Я прощу вам." (Передал Муслим 2577)
Также сказал
Посланник Аллаха: "Спускается наш Господь, Свят Он и Велик, каждую ночь
к небесам этого мира в то время, когда остается только последняя треть
ночи, затем говорит: "Кто взовет ко мне о чем-то, то отвечу Я ему. И кто
попросит Меня о чем-то, то Я дам ему. И кто попросит у Меня о прощении,
то Я прощу его". (Передал Бухари 1145 Муслим 758)
И также сказал
Посланник Аллаха: "Нет ни одной вещи благороднее перед Аллахом, чем
дуа." (Передал Ахмат 2/362, Тирмизи 3370 и сказал, что он хороший, также
Ибн Маджа 3829, Табарани 2523, Ибн Хиббан 870 и Хаким 2523, и назвали
его достоверным Хаким, Захаби, Ибн Хиббан и его иснад хороший)
Также
сказал Посланник Аллаха: "Аллах разгневается на того, кто не делал дуа к
Нему". (Передал Ахмат 443, Бухари в "Адаб аль-Муфрад" 658, Тирмизи 3373
и другие и его иснад хороший)
Также сказал Посланник Аллаха:
"Просите у Аллаха из Его благ. Воистину Аллах любит, когда его просят о
чем-либо." (Передал Тирмизи 3581, Бейхакы в "Шуаб" 2/43 и назвал его
достоверным Суюты и назвали его хорошим Манави, Ибн Мунзири и Ибн Хаджар
аль-Аскалани)
Также сказал Посланник Аллаха: "Дуа - оружие
верующего, и опора религии, и свет небес и земли". (Передал Хаким 1/492,
Абу Йа'ла 439, в хадисе есть слабость, но на него есть шавахид
(свидетельства) из других хадисов)
Также сказал Посланник Аллаха:
"Дуа - это поклонение". (Передал Ахмат 4/267, 271, 272, Бухари в "Адаб
аль-Муфоад" 717, Абу Давуд в "Сунане" 1479, Тирмизи 3372, Ибн Маджа
3828, ан-Насаи 11464 и другие и иснад его достоверный - назвали его
достоверным Тирмизи, Иб Хиббан, Хаким и другие)
Также сказал
Посланник Аллаха: "Дуа - суть поклонения" (Передал Тирмизи 3371,
Табарани 3196, и в этом хадисе есть небольшая слабость, однако его смысл
верный и подтверждается другими текстами)
И сказал Посланник
Аллаха, когда у него было спрошено: "Какое поклонение лучше всего?" Он
ответил: "Дуа человека за себя". (Передали Бухари в "Адаб аль-Муфрад"
717, аль-Баззар в Муснаде 3171, Хаким 1/543, и в его иснаде есть Мубарак
Ибн Хассан, относительно которого есть разногласия, и назвали его
достоверным Яхъя ибн Муаййин и Фасави, и все эти хадисы усиливают друг
друга, потому ему можно придать степень хасан).
Также сказал
Посланник Аллаха: "Не принесет пользу боязнь своей судьбы, однако дуа
принесет пользу от того, что сбылось, и от того, что еще не сбылось. Так
делайте же дуа, о рабы Аллаха." (Передал Ахмат 5/234 и другие и его
иснад слабый)
И сказал Посланник Аллаха: "Просите у Аллаха любую
вещь, даже если у вас порвется ремень сандалий, то просите Его. И
воистину, если не облегчит вам в том Аллах, то не будет вам облегчения."
(Передал Ахмад в Зухд 203, Абу Йа'ла 4560 и другие, и его иснад
достоверный)
Также сказал Посланник Аллаха: "Просите, о рабы
Аллаха, своего Господа обо всех своих нуждах. Даже если вы попросите о
починке ремня вашего сандаля, когда он порвется. И даже если вы
попросите у Него о соли." (Передал Баззар 3135, Табарани 5595, Ибн
Хиббан 866 и другие, и его иснад хороший)
Также сказал Ибн Аббас,
что сказал ему Посланник Аллаха, когда он был маленький: "О мальчик, я
хочу научить тебя некоторым словам: "...когда просишь - то проси у
Аллаха, когда взываешь о помощи - то взывай к Аллаху"(Передал Тирмизи
2516, Бейхакы в Шуаб 10000 и другие, и иснад его достоверный)
Также
приводится в Сахихе Муслима, что сказал Посланник Аллаха: "Стремись к
тому, что принесет тебе пользу и проси помощи у Одного лишь Аллаха и не
опускай руки". (Передал Муслим 2052)
Передал Абу Хурейра от
Посланника Аллаха: "Благороднейшее поклонение - это дуа". (Передал
Бухари в Адаб аль-Муфрад 713, также передано в Кунзу А'маль 3115 и иснад
его слабый)
Также сказал Посланник Аллаха: "Кто умер и при жизни
он делал дуа к кому-либо помимо Аллаха, тот будет в Огне."(Передал
Бухари 4137)
Также передано в двух Сахихах, что спросили
Посланника Аллаха, какой грех тяжелее всего, и он сказал: "Делать наряду
с Аллахом объект для взывания, в то время как Он тебя сотворил."
(Бухари 417, Мусли 124 и другие)
Ат-Табарани передал: "Во
времена пророка был один лицемер, который чинил всяческие козни
верующим. Тогда некоторые из них сказали: "Давайте взовем (настагису) к
Посланнику Аллаха против этого лицемера". Когда об этом стало известно
Пророку, он сказал: "Истинно, не ко мне надо взывать за помощью, а лишь к
Аллаху" (передал Табарани, и Ахмад, 22758, и иснад его хороший)
И
говорили саляфы: "О Господь, я удивляюсь тому, кто знает Тебя, как он
будет надеяться на кого-либо, кроме Тебя? И удивляюсь тому, кто знает
Тебя, как он будет просить о помощи кого-либо, кроме тебя?" (Джаму Улюм
аль-Хикам 573)
Сказал Умар ибн аль-Хаттаб: "Воистину, я не
беспокоюсь об ответе, однако я забочусь о том, чтобы делать дуа. И я
знаю, что когда я буду оберегать дуа, то придет ответ вместе с ним"
(Мадариджу ас-Саликин)
Сказал Ибн Аббас, да будет доволен им
Аллах: "Лучшее из поклонений - это дуа", "Говорит ваш Господь- и
прочитал аят: "Взывайте ко Мне и Я отвечу вам." (Гафир, 60) (Передал
Хаким 1/491, и его иснад достоверный)
И хадисов и асаров от
саляфов с этим смыслом очень много, и невозможно привести здесь все
придания, указывающие на этот великий смысл.
И утверждено этим,
что воистину дуа - это поклонение из самых благородных видов поклонения,
и даже оно самое лучшее перед Аллахом как предшествовало.
И если
не будет придавание сотоварищей в этом виде поклонения ширком, то
вообще что будет в таком случае ширком на земле? А ширк все-таки есть на
земле, и ширк в дуа превосходит, чтобы быть ему ширком, и придавание
сотоварищей в других видах поклонения.
И ширк в дуа - это был
самый большой из видов многобожия мушриков Мекки, к которым был послан
Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует. И воистину,
они взывали к Пророкам, праведникам и ангелам, и приближались к ним, ища
у них заступничества перед Всевышним Аллахом.
И поэтому в
тяжелые моменты они уединяли Одного Аллаха в своих дуа и забывали то,
что они ранее придавали ему в сотоварищи. И даже приходит, что когда к
ним приходили тяжелые ситуации в море, они выбрасывали своих идолов в
море и говорили: "О Аллах! О Аллах!",- по причине своего знания о том,
что их идолы не устранят от них вред и не ответят на их нужду.
И
сказал Всевышний Аллах: "Кто же отвечает на нужды, когда к Нему
взывают, и устраняет зло и делает вас наместниками на земле? Неужели
есть кто-то, достойный поклонения наряду с Аллахом? Как мало вы
понимаете." (Ан-Намль, 62)
И они были осведомлены о том, что
только Аллах делает это, и что их идолы не способны ни на что из этих
вещей. И поэтому установил довод над ними Всевышний Аллах в том, что Он -
единственный достойный поклонения, поскольку они сами в тяжелые моменты
взывают только к Нему и забывают то, что кроме Него. И этим он также
установил довод на ложность божественности и поклонения тому, что кроме
Него. Сказал Всевышний Аллах:
"Когда они садятся на корабль, то
взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и
выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей." (Анкабут,
65)
И таково было положение первых мушриков.
Что же
касается поклоняющихся могилам в наши дни, то нет никого достойного
поклонения, кроме Аллаха! Какая же огромная разница между ними и первыми
мушриками в их ширке! Воистину, современные могилопоклонники, когда
постигнут их бедствия в суше и в море, уединяют свои объекты поклонения и
своих идолов, к которым они взывают помимо Аллаха. И большинство из них
взяло поминание своих объектов поклонения и шейхов долгом (так
называемая рабита и тому подобное). И такой поминает их и когда стоит, и
когда сидит, и когда спотыкается. Один из таких говорит "О Али!",
другой говорит "О Абдуль-Кадыр!", третий говорит "О Ибн Ульван!", другой
взывает к Бадави, другой еще к кому-то.
И в общем, в любой
стране многие из людей делают дуа к ним, и просят их об удовлетворении
их нужд и избавлении от бедствий. И достигло состояние вещей того, что
они уже просят у них прощения грехов, и перевешивания чаши весов хороших
дел в Судный День, и вхождения в Рай, и спасения от Огня, и укрепления
на смертном одре, и при вопросах в могиле, и другие виды из просьб, о
которых абсолютно нельзя просить никого, кроме Аллаха.
И они
направляют все эти просьбы к людям, которые утверждают о том, что они
авлия. И эти "авлия" приписывают себе способность делать эти вещи, и
другие вещи из видов принесения пользы, и устранения вреда, которые
являются особенностью одного лишь Аллаха, и эти "авлия" придумывают для
них различную удивительную ложь, которой эти невежды верят.
Из
этого то, что эти люди утверждают, что те, кто будут возвеличивать их и
так далее, будут спасены ими от Огня и от мучений в могиле. И
утверждает, например, один из них, что он стоит перед огнем и не даст
войти туда никому из тех, кто взывал к нему, и тому подобное
(многобожие). И это в то время, когда сказал Всевышний Аллах Господину
Посланников (да благославит Аллах и приветствует их всех): "Разве ты
сможешь спасти того, относительно кого сбылось Слово о мучениях, кто
находится в Огне?" (аз-Зумар, 19)
И когда Посланник Аллаха не был
способен на спасение кого-либо из Огня, то что сказать о других?! И что
сказать о том, кто утверждает о самом себе, что он способен на это и
сделает это?!!
Также из этого то, что очень многие из них
рассказывают выдуманные истории о том, что многие из людей взывали к
какому-то мертвому и он им ответил, удовлетворив их нужды. Или то, что
они взывали к какому-то вали и он ответил им. Или то, что у них была
какая-то нужда, и он спас их от нее. И подобного этому много у
могилопоклонников. И овладели ими шайтаны и играют с ними, как играют
дети с футбольным мячом.
И из этого также то, что эти
поклоняющиеся могилам восхваляют этих похороненных и переходят все
границы в этих восхвалениях до того, что придают им атрибуты рубубийи
(божественности). И делают они много подобного из чрезмерного
восхваления и других вещей. И удивительно то, что эти могилопоклонники
не ограничиваются только на тех, в ком они твердо убеждены, что он может
приносить пользу или отталкивать зло от них, однако они делают все эти
вещи даже с тем, о ком они подобное лишь предполагают. И даже по
отношению к таким они чрезмерствуют в их восхвалении и наделяют их
статусом божественности, и отдают им искреннее поклонение. И доходит до
того, что когда приходит к ним какой-то человек и заявляет, что он видел
во сне, что похоронен в каком-то месте праведный человек, они
устремляются к этому месту и возводят над ним купол, и украшают его
различными украшениями, и поклонятся этой могиле и ее обитателю
различными видами поклонения.
Что же касается могил праведников, будь они известными или воображаемыми, то то, что они делают с ней, невозможно сосчитать.
И
многие из них когда видят мавзолей, к которому они стремились, обнажают
свои головы и спускаются со своих верблюдов, и когда подходят к ней,
делают вокруг нее таваф (обход), и примыкаются и целуют ее опоры, и
протираются об нее, и когда подходят к ней, читают два ракаата, и
обстригают около нее свои головы, и стоят около нее плача, унижаясь,
умоляя об удовлетворении своих просьб. И по сути это есть хадж.
Также
многие из них делают суджуд (земной поклон) ей, когда видят эту могилу и
прижимают свои лица к пыли, возвеличивая ее и проявляя смирение перед
тем, кто в ней. И если будет у кого-либо из них нужда в исцелении
болезни или чем-то другом - он призывает обитателя могилы: "О господин
такой-то! Я пришел к тебе, стремясь к тебе из далекого места. Не
пренебрегай же мной!" И точно так же они делают, когда наступает засуха
или не может женщина родить ребенка, или когда нападает на них враг,
или постигает их саранча. И когда случается все это, они прибегают за
помощью к обитателю могилы и плачут около нее. И если случилось по
предопределению Аллаха что-либо из того, что они хотят, то они радуются и
довольствуются этим и приписывают это обитателю могилы. А если не
наступило облегчение ни в чем из того, о чем они просят, они оправдывают
обитателя могилы либо тем, что он скрылся в другое место, или что он
разгневался на них из-за их грехов, или тем, что их вера в этого вали
слабая, или тем, что они не принесли ему обет или жертву, и тому
подобным из лжи.
И когда ты узнал об том, то уже предшествовало
то, что дуа является великим поклонением, и это поклонение Аллаху. И
когда это стало ясно, то знай, что все ученые собрались на том, что
любой, кто отдал какой-либо из видов дуа кому-либо помимо Аллаха, тот
многобожник, даже если он сказал "Ля иляха илля Ллах и Мухаммад -
Посланник Аллаха" и молится и постится, в то время как условием Ислама
наряду с произнесением двух свидетельств, является отсутствие поклонения
кому-либо, помимо Аллаха. И тот, кто сказал два свидетельства, и наряду
с этим поклоняется кому-либо помимо Аллаха, у того нет этих двух
свидетельств в действительности, даже если он их произнес, как
произносят их иудеи, которые говорят "Ля иляха илля Ллах", и наряду с
этим являются многобожниками. И всего лишь произношения их не хватит для
того, чтобы быть муслимом, без того, чтобы действовать по их смыслу и
быть убежденным в этом по единогласному мнению всех ученых.
Конец первой части...
По
главе "Раздел о взывании к кому-либо помимо Аллаха" из книги "Тайсируль
Азизиль Хамид" шейха Сулеймана Ибн Абдуллаха Ибн Мухаммада Ибн Абдуль
Ваххаба, да смилуется над ним Аллах.