Маварди о подразделение религии на основы и подробности

О противоречащих шариату.
Раздел.
Что касается противоречащих шариату, то они бывают двух видов:
Первый: тот, который противодействует шариату в деяниях.
Второй: тот, кто противодействует в верованиях.
Что касается хукма свидетельства противодействующего в деяниях, то такой верит в то, что не делает. И если такая ситуация будет в мубахе (разрешенное), то он считается справедливым. А если это касается обязательного, то из-за этого он считается фасиком и лишается качества справедливости. Потому, что он упорствует в грехе тем, что оставляет то, совершение чего, он считает обязательным. И это становится подобным совершению того, что он считает запретным.
170: Теперь рассмотрим хукм свидетельства противоречащего в верованиях
Хукм свидетельства меняется в зависимости от того какая это часть религии. А религия делится на Фуруь (подробности) и Усуль (основы). И усуль это то, что касается таухида и посланничества. А фуруь это то, что касается таклифа (хукмы шариата, возложенные на мукалляфов) и таьаббуда (ритуальных поклонений (намаз, хадж и т.п.). И у усуля есть фуруь и у фуруь есть усуль (т.е. основы религии в свою очередь делятся на основы основ и подробности основ, а подробности религии делятся на основы подробностей и подробности подробностей).
Что касается усулюль-усуль (основы основ) то, это утверждение таухида и утверждения посланничества. А фуруьуль-усуль (подробности основ) это определенные сыфаты (свойства Аллаха, не связанные напрямую с таухидом) и знаки посланничества.
А усулюль-фуруь (основы подробностей) это то, что стало абсолютно точно установленным из религии посланника (да благословит его Аллах и приветствует) , а фуруьуль-фуруь (подробности подробностей) то, что установлено не так точно.
Тот, кто противодействует в основе таухида и посланничества, его свидетельство не принимается и выносится хукм о его куфре и он выходит за пределы охвата имени ислам, даже если он утверждает, что он в исламе. Поэтому для него не устанавливается качество справедливости, и также становится недействительным его права уалийства (виляят) и его свидетельство не принимается.
Тот, кто противодействует в фуруьуль-усуль (подробности основ) в вопросе определенных сыфатов и знаков пророчества, то принимается ли его свидетельство? Если его опровергнет шариатский текст, достоверность которого точно установлена из Курана, Сунны и преданий, то противодействующий этому становится кафиром, относительно которого не устанавливается справедливость, и право валийства недействительно и не принимается его свидетельство. Точно также обстоит и с тем, что отвергает и считает невозможным разум.
Что касается того, что не отвергает шариатский текст, достоверность которого точно установлена и разум не считает это невозможным, то смотрится: Если люди истины (ученые) единогласны в его такфире, то его справедливость аннулируется, право валийства недействительно и свидетельство не принимается. Если же люди истины разногласят в его такфире то справедливость за ним числится, и право валийства действительно и свидетельство его принимается. Это есть основной принцип действующий в основах религии, который не оставляет надобности в приведении примеров и объяснениях мазхабов.
О хукме свидетельстве того, кто оспаривает фуруьуддин.
Раздел.
Что касается усулюль-фуруь (основы подробностей), то он подобен усулю. И то, что стало точно известным из религии посланника (да благословит его Аллах и приветствует) по частной или общей иждме. Например, обязательность намаза и количество времен намаза; необходимость направления на къиблу в намазе; обязательность выплаты закята после того, как подошел срок; обязательность поста и хаджа, а также их времена; запрещенность прелюбодеяния, роста, убийства и воровства.
Если он оспорит обязательность одного из них; или его верование относительно намаза будет недостаточно или избыточно, чем положено; или изменит время совершения поста или хаджа, установив их раньше или позже назначенного шариатом времени; или прибавит что-нибудь к Корану, или убавит от него после того, как на нем образовалась иджма, то он становится кафиром.
Потому, что он оспорил своим изменением то, что точно установлено из религии посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и таким образом как будто оспорил правдивость посланника (да благословит его Аллах и приветствует) (и тем самым противодействовал в основе потому, что правдивость посланника (да благословит его Аллах и приветствует) это основа таухида и посланничества). И не закрепляется за таким качество справедливости и недействительно его право уалийства и не принимается его свидетельство.
171: Теперь, что касается фуруь, не являющегося усулем
Противоречащий в них может быть двух видов: 1) Противоречащий в совершении; 2) Противоречащий в хукмах.
(Далее идет очень подробное объяснение, которое мы опускаем ввиду его длины)
(Имам Маварди, Хавиль-Кабир, издание в 18 томах, издательство Дар аль-Фикр, Бейрут, 17/348-350)

الْقَوْلُ فِي شَهَادَةِ الْمُخَالِفِ
فَصْلٌ : وَأَمَّا الْمُخَالِفُ ، فَعَلَى ضَرْبَيْنِ : أَحَدُهُمَا : أَنْ يُخَالِفَ فِي الْعَمَلِ
وَالثَّانِي : فِي الْمُعْتَقَدِ
فَأَمَّا الْمُخَالِفُ فِي الْعَمَلِ حكم شهادته ، فَهُوَ أَنْ يَعْتَقِدَ مَا لَا يَعْمَلُ بِهِ ، فَإِنْ كَانَ فِي مُبَاحٍ ، فَهُوَ عَلَى عَدَالَتِهِ ، وَإِنْ كَانَ فِي وَاجِبٍ ، فُسِّقَ بِهِ وَخَرَجَ عَنْ عَدَالَتِهِ ، لِأَنَّهُ تَعَمَّدَ الْمَعْصِيَةَ بِتَرْكِ مَا اعْتَقَدَ وَجُوبَهُ ، وَيَكُونُ كَالْعَمَلِ بِمَا اعْتَقَدَ تَحْرِيمُهُ
الجزء السابع عشر وَأَمَّا الْمُخَالِفُ فِي الْمُعْتَقَدِ حكم شهادته ، فَمُخْتَلِفُ الْحُكْمِ بِخِلَافِهِ فِيمَا انْعَقَدَ عَلَيْهِ الدِّينُ ، وَالدِّينُ مُنْعَقِدٌ عَلَى فُرُوعٍ وَأُصُولٍ
فَالْأُصُولُ ، مَا اخْتَصَّ بِالتَّوْحِيدِ وَالنُّبُوَّةِ ، وَالْفُرُوعُ مَا اخْتَصَّ بِالتَّكْلِيفِ وَالتَّعَبُّدِ ، وَلِلْأُصُولِ فُرُوعٌ ، وَلِلْفُرُوعِ أُصُولٌ .
فَأَمَّا أُصُولُ الْأُصُولِ ، فَمَا اخْتُصَّ بِإِثْبَاتِ التَّوْحِيدِ وَإِثْبَاتِ النُّبُوَّةِ
وَفُرُوعُهُ مَا اخْتُصَّ بِالصِّفَاتِ وَأَعْلَامِ النُّبُوَّةِ
وَأُصُولُ الْفُرُوعِ مَا عُلِمَ قَطْعًا مِنْ دِينِ الرَّسُولِ {صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ} ، وَفُرُوعُهُ مَا عُرِفَ بِغَيْرِ مَقْطُوعٍ ، فَأَمَّا الْمُخَالِفُ فِي أُصُولِ التَّوْحِيدِ وَالنُّبُوَّةِ لاتقبل شهادته ، فَمَقْطُوعٌ بِكُفْرِهِ ، وَيَخْرُجُ مِنِ انْطِلَاقِ اسْمِ الْإِسْلَامِ عَلَيْهِ ، وَإِنْ تَظَاهَرَ بِهِ ، فَلَا تَثْبُتُ لَهُ عَدَالَةٌ ، وَلَا تَصِحُّ لَهُ وِلَايَةٌ ، وَلَا تُقْبَلُ لَهُ شَهَادَةٌ
وَأَمَّا الْمُخَالِفُ فِي فُرُوعِ الْأُصُولِ مِنَ الصِّفَاتِ وَأَعْلَامِ النُّبُوَّةِ فهل تقبل شهادته ، فَإِنْ رَدَّهُ خَبَرٌ مَقْطُوعٌ
بِصِدْقِهِ مِنْ قُرْآنٍ أَوْ سُنَّةٍ وَأَثَرٍ ، كَانَ مُخَالِفُهُ كَافِرًا ، لَا تَثْبُتُ لَهُ عَدَالَةٌ ، وَلَا تَصِحُّ لَهُ وِلَايَةٌ ، وَلَا تُقْبَلُ لَهُ شَهَادَةٌ ، كَذَلِكَ مَا رَدَّتْهُ الْعُقُولُ ، وَاسْتَحَالَ جَوَازُهُ فِيهَا ، وَمَا لَمْ يَرُدَّهُ خَبَرٌ مَقْطُوعٌ بِصِدْقِهِ ، وَلَا عَقْلَ يَسْتَحِيلُ بِهِ - نُظِرَ ، فَإِنِ اتَّفَقَ أَهْلُ الْحَقِّ عَلَى تَكْفِيرِهِ بِهِ ، سَقَطَتْ عَدَالَتُهُ ، وَلَمْ تَصِحَّ وِلَايَتُهُ ، وَلَمْ تُقْبَلْ شَهَادَتُهُ ، وَإِنِ اخْتَلَفَ أَهْلُ الْحَقِّ فِي تَكْفِيرِهِ بِهِ ، فَهُوَ عَلَى الْعَدَالَةِ وَصِحَّةِ الْوِلَايَةِ وَقَبُولِ الشَّهَادَةِ
فَهَذَا أَصْلٌ مُقَرَّرٌ فِي الْأُصُولِ ، يُغْنِي عَنْ ضَرْبِ مَثَلٍ وَتَعْيِينِ مَذْهَبٍ
مستوى الْقَوْلُ فِي شَهَادَةِ جَاحِدِ فُرُوعِ الدِّينِ
الْقَوْلُ فِي شَهَادَةِ جَاحِدِ فُرُوعِ الدِّينِ حكمها : فَصْلٌ : وَأَمَّا الْفُرُوعُ : فَأُصُولُهَا كَالْأُصُولِ ، فَمَا عُلِمَ قَطْعًا مِنْ دِينِ الرَّسُولِ {صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ} بِإِجْمَاعِ الْخَاصَّةِ وَالْعَامَّةِ عَلَيْهِ ، كَوُجُوبِ الصَّلَاةِ وَأَعْدَادِهَا ، وَاسْتِقْبَالِ الْكَعْبَةِ بِهَا ، وَوُجُوبِ الزَّكَاةِ بَعْدَ حَوْلِهَا ، وَفَرْضِ الصِّيَامِ وَالْحَجِّ وَزَمَانِهِمَا ، وَتَحْرِيمِ الزِّنَى وَالرِّبَا وَالْقَتْلِ وَالسَّرِقَةِ
فَإِنْ جَحَدَ وُجُوبَ أَحَدِهَا ، أَوِ اعْتَقَدَ فِي الصَّلَاةِ نُقْصَانًا مِنْهَا ، أَوْ زِيَادَةً عَلَيْهَا ، أَوْ غَيَّرَ الصِّيَامَ وَالْحَجَّ عَنْ زَمَانِهِمَا مِنْ تَقْدِيمٍ أَوْ تَأْخِيرٍ ، أَوْ زَادَ فِي الْقُرْآنِ أَوْ نَقَصَ مِنْهُ بَعْدَ انْعِقَادِ الْإِجْمَاعِ عَلَيْهِ ، فَهُوَ كَافِرٌ
لِأَنَّهُ جَحَدَ بِهَذَا الْخِلَافِ مَا هُوَ مَقْطُوعٌ بِهِ مِنْ دِينِ الرَّسُولِ {صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ} ، فَصَارَ كَالْجَاحِدِ لِصِدْقِ الرَّسُولِ {صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ} ، فَلَا تَثْبُتُ لَهُ عَدَالَةٌ وَلَا تَصِحُّ لَهُ وِلَايَةٌ ، وَلَا تُقْبَلُ لَهُ شَهَادَةٌ
الجزء السابع عشر فَصْلٌ : وَأَمَّا الْفُرُوعُ الَّتِي لَيْسَتْ بِأُصُولٍ ، فَالْخِلَافُ فِيهَا عَلَى ضَرْبَيْنِ : أَحَدُهُمَا : فِي الْأَدَاءِ
وَالثَّانِي : فِي الْأَحْكامِ