Алийуль-Къари подразделение религии на основы и подробности

Алийюл-Къари в своем толковании акиды абу Ханифы «Фикъх аль-Акбар» говорит:

Расходиться в вопросах таухида и веры есть заблуждение и нововведение. Ошибаться в вопросах шариата (например харам-халяль, установления шариата относительно религиозных ритуалов, распорядка жизни и т. д.) простительно и ошибающийся может даже заработать (одну) награду (вместо двух). Но ошибки в вопросах таухида порицаются и являются куфром.. Ошибающимся в таких вопросах оправдания нет.
Верования разделяются на два: 1) Основы веры и 2) Подробности веры. Не знать первое (основы веры) нарушает веру. Сюда входит знать свойства Аллаха, знать институт посланничества и пророчества, знать существование загробной жизни и т. д.. Не знать второе веру не нарушает. Например не знать о том, кто выше по степени превосходства: Посланники или ангелы? Если за всю свою жизнь человек не будет знать этого вопроса Аллах не спросит его за это.
Алийюль-Къари говорит: Бухари в своем «Сахих» от абу Хурайры передает как посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: » Мы посланники братья и религия у нас одна «. Основа религии не меняется от посланника к посланнику. Это таухид и все что связано с таухидом. Что касается шариатов, то они могут различаться. В связи с этим Аллах сказал: » Каждому из вас мы установили (свой) шариат и путь «.(Трапеза, 48)

Алийюль-Къари в толковании «Фикъх аль-Акбар говорит:

Имеется кажущееся противоречие между словами: «Кто скажет то-то станет неверным» и «Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы». Это противоречие кажущееся и вот как оно разрешается:
Знай, что сторонники къиблы это такие люди, которые объединены в вопросах основ веры, такие как: Знать, что вселенная сотворена; знать, что люди будут заново сотворены и собраны к Аллаху; знать, что Аллах знает все сущее в мельчайших подробностях. Кто не знает подобные вопросы (основы веры), тот не считается сторонником къиблы даже если он на протяжении всей жизни занимался поклонением и послушанием Аллаху. Правило «Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы» нужно понимать так: «Мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы, пока они не обнаружат куфр, вроде тех, что мы перечислили (не знать, что вселенная сотворена и.т.д.)». После того, как ты это понял, знай, что среди сторонников къиблы нет разногласий в основах веры. Разногласия могут быть только в других вопросах (подробностях веры), хотя и в этих вопросах истинно только одно мнение.

Алийюль-Къари в толковании «Фикъх аль-Акбар говорит:

Любой, кто скажет, что вселенная изначальна (несотворена из ничего; не имеет начала) станет неверным.
В книге «Аль-Макъасъид» пишется: «Верить в жизнь после смерти из основ веры. Поэтому не принимать это, обязательно влечет за собой куфр».
Нуайм б. Хаммад сказал: «Кто уподобит Аллаха, какому-нибудь творению станет неверным. Также станет неверным тот, кто отвергнет какое-нибудь свойство Аллаха».
Исхакъ б. Рахауайх сказал: «Кто придаст Аллаху свойство, подобное свойству одного из творений, таковой станет неверным по отношению к великому Аллаху».

АлийюльКъри передает, что абу Ханифа в произведении «Аль-Уасъийя» сказал: «Кто посчитает, что добро или зло может быть предопределено кем-то другим, кроме Аллаха, тот станет неверным и его таухид станет недействительным.»

Согласно правилам основ веры верно следующее: Кто положит, что человек сам сотворяет свои дела, тот выходит из единобожия и становится многобожником. Под это правило попадают къадариты (зороастрийцы этой общины) и муътазалиты. Къадариты и зороастрийцы полагают, что существует два творца: творец блага — Аллах; и творец зла — шайтан. Муътазилиты же считают, что человек сам творец своих дел. Поэтому ученые Мауараун-Нахира сказали, что муътазилиты еще хуже чем зороастрийцы. Потому, что зороастрийцы приобщили Аллаху в господстве только одного сотоварища, в то время как муътазалиты приобщили Аллаху несчетное множество сообщников (всех людей).

Алийюль-Къари передает от судьи Аззуддина как тот сказал в своей книге «Аль-Мауакъиф» следующее:

« Не выносится такфир никому из сторонников къиблы за исключением тех случаев, когда он совершит куфр, или ширк, или отвергнет учреждение посланничества, или отвергнет какое-нибудь точно установленное положение ислама, или посчитает разрешенным какой-нибудь точно установленный харам. Причем делающий такфир вне перечисленных случаев становится грешником, но не неверным ».

Далее Алийюль-Къари поясняет слова судьи Аззуддина и говорит:

» Когда ученые говорят, что мы не делаем такфир никого из сторонников къиблы, они не считают достаточным совершение только намаза, направляясь на къиблу для того, чтобы быть муслимом. Потому, что например Рафидъиты считают, что ангел Джибриль ошибся в адресате откровений. Якобы на самом деле Аллах послал Джибриля с откровением к Али, а Джибриль по ошибке принес его Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Некоторые из них дошли до того, что говорят, что Али является божеством. Таковые являются неверными в любом случае, сколько они не делали бы намаз, направляясь на къиблу…
Поэтому большинство ученых посчитало неподходящим выражение «Мы не делаем такфир никого из-за его греха». Вот более подходящее выражение: «Мы не делаем такфир за все грехи, как это делают хариджиты».