Принятие, удовлетворение, подчинение, следование истине,
придавать ей важность, чтобы истина была превыше низменных пристрастий, и
не противодействие истине независимо как и откуда она пришла.
Всевышний и
Всезнающий Аллах сказал: «Они поклоняются вместо Аллаха тому, о чем Он
не ниспослал никакой власти (довода)» (аль-Хадж,22 71). Всевышний Аллах
также сказал: «Мы послали Мусу с Нашими знамениями и ясной властью
(доказательством)» (Гъафир 40:23).
Ибн аль-Къайим сказал: “Всевышний
Аллах назвал довод, доказательство «властью», поскольку довод дает
власть и силу ее обладателю, и посредством власти довода он берет верх
над невежественными людьми. Власть знания величественней и сильней, чем
власть руки, ибо доводом можно достичь того, чего нельзя достичь с
помощью силы. И власть довода управляет сердцами, тогда как власть руки
управляет лишь телами”. См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/244.
Имам ибн
Къайим, да помилует его Аллах, разъясняет слова имама аль-Харави, да
помилует его Аллах, о скромности говорит: Что скромность - это когда раб
проявляет смирение перед натиском истины. Т.е. у истины есть власть,
человек подчиняется власти истины, покоряется ей, идет за ней, входит в
рабство истины, становится рабом истины, так, что истина распоряжается
им, как хозяин распоряжается своим рабом. Именно тогда человек
приобретает это свойство, это качество скромности. И поэтому пророк, да
благослови его Аллах и приветствует, давая характеристику высокомерию,
сказал, что – это отвержение истины и презрении к людям. Отвержение
истины, т.е. человек не принимает ее, отрицает ее, отталкивает ее,
отражает ее, как отражают преступника, который нападает, вот так же и он
отражает истину и презирает людей. А раз он презирает их, значит, он и
не соблюдает и отвергает и не признает их права (хакъ), он отвергает
хакъ – истину и он отвергает права людей, не считается с ними.
Противоположно этому скромность, тот человек, которым истина
распоряжается, как пожелает, он в рабстве у истины. И когда тот, кто
прав, тот, кто имеет права и обладает правом, что-то говорит, если
человек обладает правом на что-либо и на стороне которого истина, он
имеет права говорить и на его стороне здесь перевес, на его стороне
власть. Но высокомерные души, они не могут признать чью-то власть, кроме
своей власти, которая из его нафса исходит, особенно лживые души,
поэтому он отвечает собственным натиском. Наоборот скромность, суть ее в
том, что раб, он подчиняется власти истины, идет за этой истиной, не
противопоставляет свой напор со своей стороны. (Мадаридж ас-Саликин).