Ибн Мандах, Aль-Иман
ذكر
اختلاف أقاويل الناس في الإيمان ما هو « فقالت طائفة من المرجئة : الإيمان
فعل القلب دون اللسان ، وقالت طائفة منهم : » الإيمان فعل اللسان دون
القلب ، وهم أهل الغلو في الإرجاء « ، وقال جمهور أهل الإرجاء : » الإيمان
هو فعل القلب واللسان جميعا « ، وقالت الخوارج : » الإيمان فعل الطاعات
المفترضة كلها بالقلب واللسان وسائر الجوارح « ، وقال آخرون : » الإيمان
فعل القلب واللسان مع اجتناب الكبائر « ، وقال أهل الجماعة : » الإيمان هي
الطاعات كلها بالقلب واللسان وسائر الجوارح غير أن له أصلا وفرعا فأصله
المعرفة بالله والتصديق له وبه وبما جاء من عنده بالقلب واللسان مع الخضوع
له والحب له والخوف منه والتعظيم له مع ترك التكبر والاستنكاف والمعاندة ،
فإذا أتى بهذا الأصل ، فقد دخل في الإيمان ، ولزمه اسمه ، وأحكامه ، ولا
يكون مستكملا له حتى يأتي بفرعه ، وفرعه المفترض عليه ، أو الفرائض واجتناب
المحارم ، وقد جاء الخبر عن النبي صلى الله عليه وسلم أنه قال : « الإيمان
بضع وسبعون أو ستون شعبة أفضلها شهادة أن لا إله إلا الله ، وأدناها إماطة
الأذى عن الطريق ، والحياء شعبة من الإيمان »
Люди разногласят относительно определения имана.
Одна из групп мурджии сказала: "Иман это деяние сердца, но не языка".
Другая
мурджиитская группа сказала: "Иман это деяние языка, но не сердца". Это
слова крайней мурджии (которой был вынесен такфир за то, что они
посчитали муслимами двуличных).
Мнение большинства мурджиитов же заключается в том, что "Иман это деяние и сердца и языка".
Хариджиты
же сказали: "Иман это выполнение всех фардов сердцем, языком и другими
органами" (то есть, кто не выполнит какой-нибудь фард, тот кафир).
Другие хариджиты сказали: "Иман это деяние языка и сердца при одновременном уклонении от больших грехов".
Ахлюс-Сунна же придерживается следующего мнения:
"Иман
это выполнение всех праведных дел сердцем, языком и другими органами.
Но у имана есть основа и подробности. Основа веры это знать Аллаха,
признавать его, и делать это ради него (то есть искренне), признавать
все, что пришло от него сердцем и языком. Причем все это делать с
покорностью, любовью, благоговением и возвеличением его, покидая
возгорждение, пренебрежение и упрямство. После того, как человек обретет
эту основу, он входит в иман. После этого относительного него
становится обязательным хукм имана; и к нему применяется ахкам (свод
норм), который применяется к верующим. Его иман не будет совершенным,
пока к основе имана он не добавит подробности имана. Подробности имана
это обязательства, накладываемые на верующего, то есть выполнение фардов
и избегание харамов."
Имеется хадис от посланника (да
благословит его Аллах и приветствует) (который является одним из
доказательств подразделения религии на основы и подробности):
"Вера
состоит из семидесяти или шестидесяти частей. Самая главная это
свидетельство "Ляя иляяха иляя Аллах". Наименьшая по своей степени часть
веры это убрать с дороги то, что мешается. Стыд это тоже одна из частей
веры.
Ибн Мандах, Aль-Иман